Электронный учебник позволит сделать процесс обучения индивидуальным

Тенденции развития средств ИКТ позволяют уже в ближайшей перспективе в качестве основного устройства для работы школьников рассматривать различные мобильные электронные устройства — интернет-планшеты, нетбуки, устройства для чтения электронных книг и т.д. Это делает возможным переход от классического бумажного учебника к современному электронному учебнику с интерактивным мультимедийным образовательным контентом и средствами коммуникации.

Что же такое электронный учебник и как с ним работать? Это учебное электронное издание, в котором системно и полно изложен учебный предмет в соответствии с образовательной программой. Важно: бумажный учебник, просто скопированный в электронный формат, не может рассматриваться в качестве ЭУ — функционал электронного учебника гораздо шире.

Более того, для учеников такой вид учебника гораздо интереснее еще и потому, что в нем те же технологии, которыми ребята пользуются ежедневно дома.

Привлекателен он и для педагогов — дает массу возможностей на практике реализовывать индивидуализированную модель обучения.

Так как электронный учебник становится основным компонентом информационно-образовательной среды, он должен способствовать применению современных форм и методов обучения: как самостоятельной, так и групповой работе с использованием средств ИКТ. Учебник, сделанный на базе современного мобильного устройства, должен не только выполнять все функции традиционного бумажного учебника (текст, картинки, задания), но и обеспечивать широкие возможности компьютерной визуализации учебной информации с возможностью быстрого поиска по тексту. Электронный учебник — это и дополнительный материал, расширяющий и углубляющий основное содержание предмета, гиперссылки на материалы электронного приложения к учебнику и на сетевые ресурсы региональных и федеральных хранилищ электронных образовательных ресурсов. С ним должно быть легко работать и в классе, и дома.

Применение электронного учебника в школе должно обеспечивать возможность управления учебным процессом за счет взаимодействия персональных мобильных устройств учащихся, компьютера или мобильного устройства преподавателя и других средств обучения на базе ИКТ (например, интерактивная доска, лабораторное оборудование и т.п.) в едином информационном пространстве класса. Немаловажный момент: электронный учебник должен поддерживать технологию загрузки и оперативного обновления содержания по современным каналам связи.

Итак, электронный учебник сегодня в школе — это:

— основной материал, обеспечивающий изложение основного содержания учебного предмета. Содержание основного материала определяется Федеральными государственными стандартами образования. Можно заменять или дублировать текстовые описания видеофрагментами, анимацией, аудиозаписями;

— дополнительные материалы, связанные с основным четкой системой навигации, углубляющие базовые знания. Содержание и объем дополнительного материала определяется авторским коллективом электронного учебника;

— пояснительные тексты, ссылки, сопровождающие ключевые термины основного материала, графические изображения и важные смысловые фрагменты сложных графических изображений, формулы.

С учетом специфики каждого предмета в учебники включаются интерактивные объекты для тренировки и самоконтроля, инструментальные программные средства (виртуальные лаборатории, ленты времени, интерактивные карты и пр.). Навигация электронного учебника проста и удобна: оглавление, сигналы-символы, алфавитный, именной и тематический указатели, пользовательские закладки и заметки.

Сегодня уже создана типовая модель электронного учебника. Разрабатываются 12 прототипов электронных учебников по следующим предметам: математика (3 класс), окружающий мир (3 класс), технология (1 класс), изобразительное искусство (1 и 7 классы), русский язык (5 класс), география (9 класс), биология (7 класс), технология (8 класс), литература (10 класс), геометрия (10 класс), физика (11 класс).

Источник Российская газета