ФИЦТО разработал и апробировал методические рекомендации для проведения курсов по информационной безопасности для подростков

Коллектив подведомственного Минпросвещения России Федерального института цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО) в 2024 году провел прикладную научную работу, по итогам которой разработаны методические рекомендации по реализации факультативных курсов по направлению «Информационная безопасность и сетевые технологии». Об этом федеральному порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе ФИЦТО.

В ходе анализа и последующего ознакомления с содержанием и методическими приемами изложения материалов курсов, реализуемых различными организациями как в России, так и за рубежом, была выявлена следующая специфика: существующие программы либо ориентированы на младших школьников (основы поведения в интернете), либо на специалистов (углубление знаний в области информационной безопасности). Курсы для возрастной категории 14–18 лет – даже при наличии в названии упоминаний о безопасности – в большинстве случаев ограничиваются программированием и основами криптографии. Это свидетельствует о необходимости создания комплексного курса по информационной безопасности и сетевым технологиям, адресованного именно подросткам 14–18 лет, еще не определившимся с направлением своей будущей профессиональной деятельности. В этой связи перед научным коллективом стояла задача разработать методические рекомендации для реализации таких курсов в образовательных организациях по всей стране. При этом, помимо содержательных аспектов, необходимо было учитывать и материально-технические ограничения.

Во-первых, построение методических рекомендаций должно предусматривать использование отечественных программных и аппаратных средств для обеспечения технологической независимости. Во-вторых, чтобы снизить финансовую нагрузку на организацию, реализующую курс, необходимо предусмотреть использование свободно распространяемого или предоставляемого по льготным образовательным программам программного обеспечения и программно-аппаратных решений. В-третьих, для обеспечения доступности учебных материалов следует предусмотреть применение дистанционных технологий. Это позволит образовательной организации выбрать подходящий формат реализации курса – очный, смешанный или дистанционный – в зависимости от ее возможностей и особенностей контингента слушателей.

С учетом заданных требований авторы изучили российский и зарубежный опыт реализации аналогичных курсов: содержание, методические подходы, способы подачи учебного материала по отдельным темам, а также варианты организации лабораторных и практических работ – как в очном формате, так и с применением дистанционных образовательных технологий.

Кроме того, сотрудники ФИЦТО проанализировали профессиональные компетенции в области защиты информации, востребованные работодателями, а также требования к молодым специалистам, в том числе касающиеся работы с определенными классами программных и аппаратных средств. Дополнительно был составлен перечень российского ПО и аппаратных решений, заменяющих иностранные аналоги и применяемых при построении современных систем защиты информации. На его основе изучены предложения компаний-производителей по продвижению их продуктов в образовательной среде. Были отобраны решения, доступные на льготных условиях для образовательных организаций: бесплатно, условно-бесплатно (в течение ограниченного периода) или по специальным договоренностям с производителем.

Таким образом, методические рекомендации разрабатывались на стыке двух факторов: современных требований работодателей к подготовке молодых специалистов и материально-технических возможностей образовательных организаций, осуществляющих такую подготовку.

На основании проведенного анализа и выявленных ограничений были определены восемь дидактических единиц, позволяющих формировать курс с учетом требований конкретной образовательной организации. Для каждой единицы разработаны методические материалы, включающие конспекты лекций, презентации, планы занятий, материалы для практических работ, средства промежуточного и итогового контроля.

Курс, созданный на основе этих рекомендаций, апробирован среди первокурсников колледжа, при этом специально были отобраны обучающиеся специальностей неинформационно-технологической направленности, чтобы оценить доступность материала для слушателей без профильной подготовки. По итогам апробации в курс внесли отдельные корректировки, однако в целом обучающиеся успешно освоили программу – не только приобрели предусмотренные знания и навыки, но и повысили уровень осознанного использования ИТ-технологий и понимания угроз информационной безопасности.

«Основной целью научной работы было создание методических рекомендаций и подготовка методических материалов, на базе которых педагог, опираясь на свои знания и имеющееся материально-техническое обеспечение, сможет сконструировать авторский курс, учитывающий уровень подготовки слушателей. Коллектив авторов стремился повысить удобство реализации курса, например, с помощью применения дистанционных образовательных технологий, но не ставил это самоцелью – курс можно реализовать целиком при очном посещении занятий, и даже при дистанционной реализации во главу угла ставилось именно прямое общение с преподавателем, которое может принимать разные формы (видеоконференции, чаты, общение по электронной почте)», – отметил Шахруди Бечиев, начальник отдела организации научной деятельности ФГАНУ «ФИЦТО», кандидат экономических наук.

По его словам, при разработке методических материалов учитывались особенности восприятия информации современной молодежью – в частности, низкий уровень сосредоточенности на изучаемом предмете без дополнительной мотивации. В связи с этим были предложены краткие конспекты лекций с ключевыми концепциями информационной безопасности и насыщенные схемами презентационные материалы, обеспечивающие комплексное визуальное восприятие информации.

Все разработанные методические материалы объединены в Учебно-методический комплекс по реализации дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Информационная безопасность и сетевые технологии» с применением дистанционных образовательных технологий, который можно скачать. Дополненные и откорректированные методические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной программы по тематическому направлению «Информационная безопасность и сетевые технологии» с применением дистанционных образовательных технологий доступны по ссылке.

Методические рекомендации направлены в субъекты РФ для использования в работе. Образовательные организации из 39 регионов проявили интерес к их реализации. В мае 2025 года в рамках научно-методического семинара «Игровые механики и информационная безопасность в современном образовании» были представлены ключевые аспекты применения данных наработок.

Источник: Федеральный портал «Российское образование»