На Урале начался эксперимент по раздельному обучению школьников
Школа эта современная, единственная на новый микрорайон Южный на окраине Каменска, где в просвете улиц виден лес. В районе все друг друга знают, и родители компетентно оценивают достоинства педагогов и качество школьных программ. Судьбоносные вопросы здесь решаются голосованием.
— Родители, извините за казенное выражение, — заказчики наших услуг. Они сами выбирают программу и педагога, — рассказывает директор школы Наталья Говорухина. — Когда родители дружно записали своих 24 сорванцов к Татьяне Семеновой, мы предложили организовать раздельное обучение мальчиков и девочек. Так и получилось у нас два первых раздельных класса. Кому не понравилась идея, их дети пошли в три смешанных класса.
Татьяну Семенову, которая не раз становилась Учителем года, считают легендой, которой под силу приучить к школе шалунов.
Через неделю после первого звонка ее ученики уже демонстрируют «чудеса дрессировки». По команде «первый «В» сюда!» мальчишки, как цыплята, слетаются к учительнице со всех концов школьного двора, тянут руки, чтобы ее «заляпать». К постоянному фоновому шуму она привыкла: «Что тут сделаешь? По природе мальчишки менее чувствительны к шуму, чем девочки».
Один из ее профессиональных секретов — в особом, учительском голосе, ослушаться которого никому в голову не придет. «У меня само собой получается ставить голос на особую ноту — как у певца», — признается она. Так, ученику, который натянул куртку на голову, она едва ли не ласково говорит: «Молодец, Никита, твоя мама сейчас бы тобой гордилась! — и всем: — Стоим красиво, не позоримся». У такого учителя не забалуешь.
— Нам так повезло, что мы к ней попали, — взахлеб радуется одна из мам. — Наше интернет-сообщество школьных родителей считает эту учительницу просто волшебницей. У нее прекрасно учатся даже самые гиперактивные мальчишки.
Татьяна открыто признается в любви к своей профессии. В школу она пришла в 19 лет, в 1991-м — на копеечную зарплату, когда хуже учителей жили только библиотекари и бродяги. Тогда единственная на микрорайон 34-я школа стала самой большой в городе — по одиннадцать классов в параллели, учеников зачисляли в первый «Л» и первый «М». Ее самые первые ученики уже приглашают ее на свои свадьбы. А ей до сих пор каждый день приносит радость.
— С мальчишками мне гораздо интереснее. Я сама мама мальчика, и мне они, наверное, ближе. Они активные, более искренние, естественные, постоянно придумывают что-то новое. А я люблю перемены: все бы шла да ехала, — смеется она. — В начальной школе главное — не отбить желание учиться. В угол я учеников не ставлю, оценок у нас еще нет, и я придумала «похвалишки» — жетончики с надписями «умница», «молодец», «чистая тарелка» — для тех, кто хорошо ест. Один из пап у меня спрашивает: «А «поругашки» тоже будут?» Может, и сделаем…
Если Татьяна — блестящий практик, то Евгения Наумова, учитель девочек, подкована в теории. Незадолго до гендерного эксперимента она защитила магистерскую диссертацию как раз по раздельному обучению (хотя ей и говорили, что тема отчасти фантастическая, и разве что ее внуки смогут учиться раздельно).
— Я бы хотела, чтобы моя дочь так же училась с девочками: ей в первом классе все время мальчишки на уроках мешали. Нам повезло, что родители согласились на раздельное обучение. Оно более эффективно, потому что детей разделила сама природа, — с энтузиазмом говорит Евгения. — Например, у мальчиков внимание держится всего 30 секунд — им надо постоянно давать что-то новое, а мы с девочками работаем на аккуратность: по пол-урока пишем палочки, добиваясь совершенства. Потом мальчишкам нужно соревноваться и побеждать. А девочки постоянно нуждаются в одобрении…
Первый мальчишеский класс занимается в кабинете «Светофор» — с дорожной разметкой на полу, шведской стенкой и общей атмосферой спортивного праздника. Девчонки учатся за углом. Стены в «девчачьем царстве» выкрашены розовым, всюду картинки и цветы: в их классе спокойно и радостно.
На уроках труда девочек учат редким у современных подростков навыкам — готовить, шить, вязать. Физкультура у них тоже девчачья, под негромкую музыку — упражнения на гибкость, хореография. Мальчишек же готовят к экстриму: уроки проводятся на скалодроме, зарядка — на свежем воздухе.
— У нас не монастырь: обучение раздельное, но воспитание совместное. Деление по половому признаку нацелено на эффективную учебу. Социальные навыки при этом не страдают, — объясняет директор Наталья Говорухина.
Вне уроков оба класса вместе — на переменах, во время 40-минутной динамической паузы, на экскурсиях, классных часах. Учителя замечают, что их общение уже богаче, чем у сверстников. Общение с противоположным полом отличается от обыденных занятий. Мальчишки уже спрашивают: «А когда мы к девочкам пойдем? Я для них в подарок цветочек сделал и картину нарисовал».
Учителя географии, химии и других предметов ждут не дождутся, когда экспериментальные, «раздельные» дети пойдут в пятый класс. Гендерную разницу в восприятии материала педагоги прочувствовали на своем опыте. Скажем, механика и двигатели внутреннего сгорания, которые мальчишки с энтузиазмом изучают, для девочек — темный лес: им нравится оптика.
— А вне классов в мальчиках воспитывают мужчин и джентльменов, что очень важно сейчас, когда все уже вволю наигрались с унисексом вплоть до стирания границ между полами. Так что раздельное воспитание отчасти компенсирует ущербность от отсутствия мужчин-учителей в школе, — говорит Наталья Говорухина.
Все без исключения опрошенные взрослые завидуют «раздельным» первоклашкам: «Эх, если бы нам в свое время можно было так учиться». А в школе уже предвкушают выпускной вечер первых экспериментальных учеников: «Это будет настоящий бал-на-весь-мир!»
Источник Портал Российское образование