Роль истории в личностях

Учителя и ученые обсудили концепцию нового учебника истории. Она уже полностью готова и есть в Интернете.

Хорошая новость для педагогов: школы вернутся к линейному принципу преподавания истории — когда материал дается постепенно, по хронологии. Изучение основного материала закончится в 10-м классе. В 11-м классе на базовом уровне может быть предложен общий курс «Россия в мировом контексте», а на профильном «основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в вузы».

Сейчас, напомним, школы работают по концентрической системе — к 9-му классу заканчивается изучение основных тем, а в 10-м и 11-м ученики занимаются повторением пройденного материала. Получается, что самые сложные темы — развал СССР, последствия «утечки мозгов» для страны или значение выстраивания вертикали власти, школьники должны «переварить» в 14-15 лет. Сейчас они будут даваться годом позже.

В концепции перечислены требования к новым учебникам истории, отдельно выделены новые темы и трудные вопросы. Но до идеальных учебников, которые устраивали бы учеников, их родителей, учителей и ученых, как выяснилось, еще далеко.

По мнению Кирилла Соловьева, научного сотрудника Института Российской истории РАН, главное — четко понимать, какой материал отбирать для учебников.

— Сюжеты не должны быть простыми и очевидными. Если говорим о XIX веке, то, скорее, это не Николай I, а в первую очередь — Пушкин и Толстой. И рассказывать, к примеру, о реформах XIX века надо, сопоставляя материал с Толстым, — предлагает Соловьев.

Его коллега, Александр Шевырев, преподаватель истфака МГУ считает, что XIX век — вообще самый простой период для преподавания в школе. Во всяком случае, в списке трудных вопросов его нет. Шевырев предлагает смещать акцент в учебниках с политической истории на культурную.

— Часто история повседневности воспринимается примитивно: что люди ели, пили, что носили. О повседневности надо рассказывать иначе. В качестве примера я мог бы привести жизнь рекрута до и после военной реформы. Или тему «влияние железных дорог на жизнь людей», — рассказал Александр Шевырев.

В новых учебниках истории будет достаточно много тем, связанных со становлением гражданского общества в России. И тут историки предлагают учителям вспомнить о первых публичных лекциях, земских собраниях, городских думах. А вот о революциях в новых учебниках материала будет не так уж много. Судя по концепции, изучение XX века начнется с 1914 года.

— Получается, что революция выскочила, как черт из табакерки, из Первой мировой войны. Это не совсем так, — говорит Александр Шубин из Института Всеобщей истории РАН, — нельзя разделять революции 1905 года и 1917-го. Мы долго спорили о революции 1917 года и решили, что будем говорить о процессе, который начался. Но когда он завершился?

К новым учебникам истории подготовят несколько пособий. В том числе — по Военной истории Отечества, и, скорее всего, по культуре. Заканчивать материал предлагается 2012-м годом. В новом учебнике истории расскажут о 90-х годах — одном из самых непростых периодов современной России, о лидерах нашей страны, о «новых русских» и даже о таком сложном явлении как «утечка мозгов».

Учителя концепцию в целом одобрили, но напомнили ученым: поколение, которое будет заниматься по новым учебникам, слишком сильно зависит от компьютера. Поэтому уже сейчас надо думать об электронных учебниках истории и подаче материала в них. А бумажная книга и электронная — это две большие разницы.

Что будет включать в себя учебно-методический комплекс

1) учебник;

2) хрестоматию или сборник документов;

3) исторический атлас;

4) рабочую тетрадь и сборник заданий;

6) книгу для чтения

Что войдет в новый учебник

прямая речь

Денис Секиринский, заместитель директора по научной работе Института всеобщей истории РАН:

— Надеюсь, в ближайшие дни концепция будет утверждена и подписана. Никаких серьезных изменений в ней уже не будет. Проект учитывает мнение научного и педагогического сообщества.

Что нового появится в содержании учебников

— Акцент сделают на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812-го и 1941-1945 гг.

— Расширится объем материала по истории народов России, с акцентом на взаимодействие культур и религий.

— Добавятся темы, связанные с историческим опытом гражданской активности и местного самоуправления (земские соборы, общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации).

— Увеличится число параграфов по истории культуры. В первую очередь это социокультурный материал, история повседневности.

Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых.

трудные вопросы

1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

3. Исторический выбор Александра Невского;

4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;

5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

6. Присоединение Украины к России (причины и последствия);

7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с Западной Европой;

8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка;

12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.

13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

15. Оценка СССР в условиях «холодной войны»;

16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;

18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;

20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

 

Источник Портал Российское образование