Суверенная национальная система образования: актуальные управленческие решения
Сегодня в России формируется национальная суверенная система образования. О том, почему это решение стало одним из самых актуальных в социальной сфере, рассказывает президент Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации Андрей Алферов.
История и современность
Во время своего общения с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника» в марте этого года Президент России Владимир Путин сказал: «Мы продолжим формирование суверенной системы образования <…> Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причем будем это делать на всех ее уровнях — от школы до колледжей и вузов».
Суверенизация – это совершенствование и органичное развитие современного российского образования с учетом уникального собственного опыта и лучших достижений мирового образовательного сообщества дружественных России стран. Поэтому целью предстоящих преобразований должно стать создание российского образования, как одного из лучших в мире с точки зрения ценностей и смыслов, содержания и качества, новых методов управления образования.
Министр Просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов на лекции в Московском государственном областном педагогическом университете (в настоящее время – Государственный университет просвещения) отметил: «Когда мы говорим о суверенной системе образования, мы прежде всего говорим о том, что да, есть предложения, есть различные подходы в разных странах, но если они вредят нашей стране, нам, нашим детям, то такие подходы нам не нужны».
Таким образом, современный этап развития системы образования в России характеризуется динамическими изменениями, происходящими под влиянием внешних и внутренних факторов. Суверенная система образования должна выступить в качестве фактора стабильности государственной системы России, тем самым выполняя важную государственно-социальную функцию.
Эффективное взаимодействие
Современная школа обеспечивает все необходимые условия для формирования активной личности и определения жизненной позиции: еженедельно проводятся занятия «Разговоры о важном» – это неформальное общение с ребятами на те темы, которые их интересуют. Ребята вовлекаются в деятельность детских и молодёжных объединений, становятся участникам Российского движения детей и молодежи «Движение Первых» и пользуются всеми возможностями, которые дает может дать им суверенная система образования России.
Значимой тенденцией последних лет является усиление внимания родителей к образовательной политике, например, к содержанию образовательных программ и технологиям, условиям пребывания детей в образовательной организации, дополнительному образованию, способствующим развитию детей. Родителям важно получать информацию о достижениях и проблемах в развитии обучающихся. Таким образом, вовлечение родителей в образовательный процесс дает возможность выстроить эффективные формы коммуникации между семьей и школой, оказывать помощь в создании оптимальной среды для развития ребенка, использовать ресурсы семьи в организации воспитательных и досуговых мероприятий, интеграции программ образовательных организаций и практик семейного воспитания.
Большую роль играют управляющие советы образовательных организаций, которые дают возможность уйти от контролирующей функции к мониторингу работы, принимать совместные решения и реализовывать различные проекты, расширять масштабы взаимодействия с родителями и искать новые технологии социального партнерства.
Таким образом все участники образовательного процесса смогут участвовать в общественной жизни и видеть значимость своих решений.
Перспективные направления
В настоящее время у родительской, педагогической и ученической общественности есть потребность в участии в управлении образованием. Анализ показывает, что в сложившихся системах на школьном, муниципальном и региональном уровнях общественная составляющая может быть усилена.
В регионах, в отдельно взятых образовательных организациях функционируют ученические советы, которые с каждым годом активнее привлекаются к общественно-полезной деятельности, влияют на развитие школьной жизни.
Все эти перспективные направления лучше всего раскрываются при внедрении модели управляющего совета. Тем самым, обеспечивается баланс интересов государственной и общественной составляющих управления.