Задача цифровых сервисов – оптимизировать работу учителя

Интерактивные образовательные платформы могут не только увлечь школьника учебой, но и собрать для учителя отчет о прогрессе и проблемах его учеников, предоставить ему материал, который позволит скорректировать учебный план для класса и восполнить пробелы в знаниях каждого ученика. О том, как использовать цифровые данные, на конференции о людях и технологиях в образовании YaC/E рассказала менеджер продуктов «Яндекс.Учебника» Анна Харламова.

По данным исследования «Яндекс.Учебника», охватившего порядка 1 млн детей, уже в начальной школе с каждым классом нарастает образовательная неуспешность. В первом классе лишь единицы не могут решить более 20% задач по математике с двух попыток, а к четвертому классу уже около трети учеников начинают отставать.

«Школьное образование устроено так, что каждый новый блок знаний базируется на предыдущих, как в башне. Если ученик что-то пропустил из-за болезни или недопонял, его башня знаний становится менее устойчивой. Если вовремя обнаружить пробел и отработать материал, ученик будет готов к новым темам. Цифровые платформы могут в этом помочь», – отметила Анна Харламова.

Любой цифровой сервис автоматически проверяет выполнение заданий и выдает учителю статистику: кто делал домашнюю работу, кто с чем не справился. Сервис также предлагает дополнительный набор заданий для тех, кто не освоил тему.

«Есть много подходов к этой работе. Например, нам недостаточно знать, как дети справляются с заданиями. Нам захотелось точнее понимать, с чем именно возникла проблема. Если ребенок не справляется со сложением, то это происходит в случаях с переходом через десяток или нет? Если с переходом через десяток, то с нулем в двузначном слагаемом или нет? Это все разные случаи для ученика. Нам важно различать их, чтобы точнее определять проблему и выдавать релевантные задания», – напоминает Анна Харламова.

Для этого нужно связать каждое задание с умениями, на которые оно работает. Вычленить эти умения оказалось не так просто. «Яндекс.Учебник» с экспертами НИУ ВШЭ и педагогических вузов проработал ФГОС начального общего образования. Они взяли требования к результатам обучающихся и разделили каждое на составляющие – конкретные точечные умения. В результате у них получился список из более 2500 умений по математике и русскому языку. Соединив более 360 тысяч заданий с этими умениями, эксперты получили огромную разветвленную структуру, которая позволяет выбрать релевантные задания для решения каждой проблемы конкретного ученика.

Этот подход также помогает сгруппировать задания на повторение старых тем для лучшего понимания новой.

«Статистика по выполнению наших домашних заданий позволила выявить так называемые узкие горлышки – умения и темы, которые с трудом даются большинству учеников и добавляют сложностей в освоении новых», – рассказала Анна Харламова.

Так, 40% детей далеко не сразу могут понять, как определять число цифр в частном при делении. Если учитель выдал домашнее задание на повторение деления и увидел, что класс плохо справился, он может скорректировать план урока: сделать акцент на забытом или непонятом, чтобы детям проще было перейти к новой теме.

«Задача цифровых сервисов – оптимизировать работу учителя. В идеале они должны взять на себя большую часть рутинной работы и стать независимым источником оценки каждого ученика. Это позволит учителю заниматься тем, что он сочтет важным: помочь классу пройти «узкие горлышки», разобрать индивидуально с учеником сложную для него тему, ставить перед детьми образовательные цели и мотивировать их добиваться результатов», – резюмировала эксперт.

Источник: Портал Российское образование