В лучших школах откроют кафедры педвузов
Новый профессиональный стандарт учителя, который понемногу готовит к выходу в свет министерство образования и науки России, изменит всю жизнь отечественных школ и вузов. Среди новшеств, которые могут последовать за его принятием: открытие базовых кафедр университетов прямо в школах, кардинальное изменение системы повышения квалификации учителей, а за переход на работу по новому стандарту будут доплачивать.
Профессиональный стандарт педагога — новый для нашей страны документ. Вслед за вступившим в силу этой осенью законом об образовании, новыми стандартами обучения, изменением системы финансирования образовательных учреждений и оплаты труда учителей, он должен помочь повысить качество и уровень знаний всех выпускников школ. В этом документе предполагается зафиксировать какие знания и умения необходимы и обязательны для работы в школе, какие методики надо использовать в первую очередь. Кроме того, там же записаны критерии и механизмы оценки работы учителя. Аттестация на соответствие учителя новому стандарту — один из главных камней преткновения на местах.
— Многие учителя уверены, что профессиональный стандарт — еще один рычаг для давления на них со стороны администрации, — объяснил директор столичного центра образования N109, сопредседатель общественного совета Минобрнауки Евгений Ямбург. — Местами идет прямой шантаж руководства: мы на новый стандарт переходить не будем, как тридцать лет работали, так будем учить и дальше. А если что — тут же уволимся, найдем себе другую работу. Несмотря на повышение зарплаты, педагогов, особенно в провинции, не хватает. Поэтому угроза директору собственным переходом в другую школу — очень действенная мера.
Чтобы переход на новые рельсы был минимально травматичен для всей системы образования, Минобрнауки настаивает на аккуратном и поэтапном внедрении профессионального стандарта педагога и связанных с ним новшеств.
— Во многих регионах чиновники уже спешат доложить, что они самыми первыми полностью перестроили свою работу, — добавил Ямбург. — Ни в коем случае не надо спешить, проводить «пятилетку в четыре года», тем более что очень трудно полностью перейти на стандарт прежде, чем он будет окончательно принят.
Есть регионы, где ради скорейшего внедрения инклюзивного образования поспешили закрыть коррекционные школы для детей с психическими нарушениями и распределили учеников в общеобразовательные учебные заведения. Считается, что в коллективе здоровых сверстников им будет проще адаптироваться к жизни в обществе. А учителей отправили на месячные курсы повышения квалификации. Эксперты уверены — такая оперативность ничего не решит, это — просто профанация реформы.
Как это часто бывает, в реформировании системы образования все решают кадры. Чтобы обеспечить школы учителями, готовыми работать по-новому, перестроят всю систему педагогического образования и повышения квалификации.
— Надо дать возможность как можно большему числу студентов получить педагогическое образования, изменить содержание подготовки и резко повысить эффективность педагогических вузов и техникумов, — рассказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов. — Среди студентов, обучающихся на педагогических специальностях, велик процент тех, кто пришел туда просто за хорошим гуманитарным образованием. Давайте скорректируем учебные планы, будем более внимательно готовить будущих учителей. И обеспечим возможность добрать специальные знания тем, кто изначально пошел осваивать совершенно другую профессию, но потом решил стать еще и учителем.
Основной упор в подготовке новых педагогов будет сделан на практические компетенции. Чтобы было проще научить им студентов, часть кафедр покинет университетские стены и переедет в базовые школы. Тогда студенты университета смогут постигать теорию и практику практически одновременно.
— У нас совершенно не учат воспитательной работе, что и как должен делать классный руководитель выпускники педвузов не знаю, — обозначила еще одну проблему директор петербургской гимназии N56 Майя Пильдес. — Кроме того, у учителя, в отличие от других молодых специалистов, практически нет перспективы карьерного роста: если в школе есть директор, два завуча и полсотни педагогов, то шансов выбиться в начальники даже через десять или двадцать лет после окончания вуза совсем немного.
В педвузах появятся отделения магистратуры для учителей-методистов, управленцев в образовании и для подготовки к работе в школе людей без педагогического образования.
Система повышения квалификации тоже изменится. Предполагается, что теперь все лекции будут записаны на видео и выложены в Сеть, чтобы каждый учитель мог в любой момент освежить или дополнить необходимые ему знания. А затем надо будет пройти некое испытание. Причем не в форме традиционного экзамена. Скорее, это будет открытый урок или еще какие-то практические формы демонстрации своих новообретенных умений.
— Переход на новый профессиональный стандарт учителя — это очень важное дело, это совсем не просто, но совершенно необходимо, — уверен Виктор Болотов. — Поэтому учителя, которые пойдут по этому пути, обязательно должны получить доплату. А молодежь, пришедшая из модернизированных педуниверситетов, в первые несколько лет должна получать поддержку от государства.
Впрочем, все это может стать реальностью только через несколько лет. Пока же задача максимум — к 2015-16 учебному году запустить подготовку «учителей нового стандарта» в 20 вузах, включить в нее 3000 студентов и 200 преподавателей. Если все будет нормально, опыт передовиков распространиться на остальные университеты. Тем временем постепенно начнут меняться и сами школы. Но разом все это не случится, обещают в Минобрнауки.
Источник Портал Российское образование