Как будут оценивать сочинение, нормы ГТО и заслуги перед Отечеством

К 1 октября все вузы должны вывесить на своих сайтах информацию о том, как они будут учитывать в этом году индивидуальные достижения абитуриентов, иными словами, портфолио.

Напомним, в него может входить золотой значок ГТО, медаль «За особые успехи в учении», сведения, подтверждающие участие в волонтерской деятельности, творческих или интеллектуальных конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях и сочинение.

Как именно оценивать портфолио — определяют сами вузы. Известна только максимальная планка. В целом за все достижения абитуриенту могут добавить 20 баллов. При этом самая высокая оценка за сочинение — 10 баллов. Но как проверять школьные работы и выставлять оценки, пока не ясно. В минобрнауки считают, что каждый вуз должен создать свою систему баллов, чтобы оценить сочинение.

— Не составит труда сделать это в рамках десятибалльной шкалы. Дело вуза — как он будет выстраивать свои отношения с абитуриентом. Он может даже нивелировать сочинение до состояния «зачет — незачет» при начислении баллов, как в школе, хотя бы в этом году. И, к примеру, более строго начислять другие десять баллов — за спортивные достижения и средний балл аттестата, — высказал свое мнение представитель департамента госполиики Дмитрий Харитонов и признал, что определенные риски, связанные «с необъективностью оценивания», есть.

Не очень понятно, как именно абитуриенты станут доставлять в вузы свои работы? Сначала речь шла о том, что у всех вузов будет доступ к базе данных сочинений. Сейчас предлагается иной вариант: брать заверенные копии сочинений в региональных центрах обработки информации и нести их в вузы. В Москве есть университеты, куда приходят десятки тысяч абитуриентов. Что, если все они захотят принести сочинения? Кто и когда будет проверять их?

С волонтерством тоже не все просто. Председатель благотворительного фонда «Настенька» Джамиля Алиева не исключает, что некоторые абитуриенты постараются всеми правдами и неправдами получить справку от волонтерских организаций.

— Я не могу сказать точно, сколько волонтеров у нас в фонде, мы и не стремимся вести строгий учет. Кто-то работает с нами 10-12 лет, а кто-то год или вообще бывает на одном мероприятии, — рассказывает Джамиля Алиева. — Иногда у нас проходят практику студенты, потом мы даем им справки с печатью фонда. Никаких других документов — удостоверений, свидетельств у нас нет.

Точного списка волонтерских организаций в России не существует. И проверить, есть ли на самом деле какой-либо фонд или организация, откуда абитуриент принес справку, очень трудно.

В каждом городе, регионе работают свои объединения. Фонд «Настенька», например, действует только в Москве и поддерживает НИИ детской онкологии РОНЦ РАМН им. Блохина, а, скажем, общественная организация «Домик детства» — только в Самаре и Самарской области.

— У нас регулярно работают примерно 30 человек. Они раз в неделю обязательно бывают на каких-то мероприятиях с детьми-сиротами. Всего принимают участие в волонтерской работе около 100 человек, — объясняет волонтер Анастасия Бабичева.

Справку для поступления в вуз организация дать готова, но в произвольной форме, указав лишь, сколько раз человек был в поездках в детские дома. Интересно, как вузы будут переводить визиты к сиротам в баллы ЕГЭ?

Теперь о нормах ГТО. Их пока что можно сдать лишь в 12 российских регионах, которые участвуют в эксперименте. Среди них Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия, Красноярский край. Экзамены будут проводиться не в школах, а в специальных центрах, которых тоже пока нет. Так что в эту приемную кампанию вряд ли будет много абитуриентов с золотыми значками ГТО.

Если в прежние годы в первую волну вузы зачисляли единицы абитуриентов, все сидели и выжидали второй волны, то в этом году вузы обязаны сразу зачислить 80 процентов поступающих. Одним словом, возьмут всех, кто принес подлинники аттестатов. Оставшиеся 20 процентов мест останется на вторую волну.

Есть новости для олимпиадников. В этом году вузы могут сами определять минимальный балл для них по профильному предмету. В новом Порядке сказано, что он должен быть «не меньше 65″. Это значит, что где-то он может быть и 70, и 75, и даже 80. Верхней планки нет.

Комментарии

Татьяна Кузнецова, и.о. ректора Московского Государственного университета культуры и искусств:

— Что касается зачисления, то целиком изменена процедура. Теперь нет первой и второй волны зачисления, теперь зачисление осуществляется двумя этапами: первый этап — 80% заполнения бюджетных мест, второй этап — 100% заполнения бюджетных мест. Это особенно хорошо для специальностей и направлений подготовки, где нет большого конкурса. Но, с другой стороны, для вузов есть и определенные сложности. Например, на первом этапе могут быть зачислены абитуриенты, имеющие маленькое количество баллов ЕГЭ, но предоставившие подлинник документа. В этом случае есть опасность понижения среднего балла ЕГЭ. Сведения об индивидуальных достижениях — для нас только плюс. Критерии оценки сочинения каждый вуз разрабатывает самостоятельно. Вот здесь и может возникнуть сложность. Абитуриент вправе подать сочинение в разные вузы, и везде оно будет оценено по-разному. Будет очень сложно объяснить, почему в этом вузе выпускнику поставили баллов меньше, чем в другом.

Евгений Ваганов, ректор Сибирского федерального университета:

— К плюсам стоит отнести то, что практически весь пакет документов станет доступным для школьников уже 1 октября. В отличие от традиционного срока — 1 февраля — это дает возможность лучше подготовиться. Хорошо, что услышаны пожелания вузов учитывать не только результаты ЕГЭ, но и индивидуальные достижения. В то же время возможность получить сразу 10 дополнительных баллов за сочинение нами расценивается как неравные условия для выпускников школ 2015 года и выпускников прошлых лет или выпускников техникумов. Мы решили давать за сочинение либо ноль, либо один балл. И пока слабо понимаем, как за двадцать дней проверить 15 тысяч сочинений? Столь же проблемной может быть процедура зачисления. Вторую волну от первой отделяют всего 2 дня. И это при том, что конкурсная ситуация непрогнозируема: абитуриенты приносят аттестаты, забирают заявления… Напротив, оптимальный вариант разработан по целевому приему. Вузам вернули право квотировать места, формируя пул стратегических партнеров в интересах своего региона.

Источник Портал Российское образование