НОВОСТИ
06.11.2013
Школьным учебникам создадут электронные копииМинистерство образования и науки утвердило новый порядок формирования Федерального перечня учебников. Соответствующий Приказ ведомства опубликован в Российской газете и вступит в силу 12 ноября.
Федеральный перечень учебников включает полный список методических пособий и материалов, по которым школы могут обучать своих учеников. Он нужен для того чтобы качество преподавания во всех российских школах было одинаковым, независимо от того, где они находятся, и какая у них организационно-правовая форма.
В новом Приказе появилось понятие "система учебников". Это значит, что авторский коллектив разрабатывает целый комплект учебных пособий для класса. Это и сам учебник, и приложения к нему, такие как хрестоматии, справочники, рабочие тетради, а также методички для учителей. При этом они должны быть составлены так, чтобы при переходе учеников из класса в класс сохранялся единый подход к преподаванию.
К 1 января 2015 года у печатных учебников должны появиться электронные версии. Требования к ним - в законе пока не прописаны. Вместе с тем педагоги говорят, что электронные приложения - очень важны, так как позволяют сделать процесс обучения наглядным.
Прежде чем учебник попадет в Федеральный перечень, он должен пройти целый ряд экспертиз. Причем проводятся они по инициативе авторов пособия. Составители пособия выбирают экспертные организации, которые проверят его на предмет научной и педагогической значимости. Затем, при положительном заключении специалистов, учебные материалы оценят также общественные организации. Учебники о родном языке и национальной культуре народов России подлежат дополнительным проверкам: этнокультурной и региональной экспертизе.
Пока школы выбирают учебные материалы из старого перечня. В нем - примерно 2000 учебников. Новый перечень Министерство образования и науки утвердит до 1 апреля.
Источник Портал Российское образование
05.11.2013
Школьные учебники будут проходить пять экспертиз12 ноября вступает в силу новый порядок формирования перечня учебников, обязательных для школ.
Теперь в перечне все учебники будут поделены на три большие группы: рекомендованные для обязательной части основной образовательной программы, для той части программы, которую составляют сами учебные заведения, и учебники, которые учитывают этнокультурные и региональные особенности.
Все учебники из перечня должны быть одобрены Научно-методическим советом при Минобрнауки. А это одобрение можно получить только при условии, что все книги пройдут несколько видов экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Каждую экспертизу проводят не менее трех экспертов. Кроме того, они дают личную расписку о том, что нет конфликта между экспертом и заказчиком экспертизы. Иными словами, у экспертов нет никакой личной заинтересованности в том, чтобы тот или иной учебник получил гриф Минобрнауки.
Научная экспертиза покажет, есть ли в учебнике ключевые понятия, факты, новые научные сведения и способствует ли учебник формированию интереса к углубленному изучению предмета? Педагогическая экспертиза проверит, соответствует ли содержание учебников стандартам и каким языком он написан. В документе сказано четко и однозначно, что "текст соответствует нормам современного русского языка, язык изложения понятен и соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник". Так что есть надежда, что в новый перечень не попадут книги, где во втором классе от учеников требуется выучить определения космоса, а третьем - особенности климатических и природных зон, и знать назубок реки Африки.
Еще одно важное условие: в перечень попадут только те учебники, которые входят в завершенную предметную линию, будут иметь электронное приложение и методическую книгу для учителя. Завершенная предметная линия - это учебники для всех классов определенной ступени образования. Например, завершенная предметная линия для начальной школы должна непременно включать в себя книги для первого, второго, третьего и четвертого класса.
Если раньше из перечня нельзя было исключить учебники, то теперь это сделать можно. Решение об исключении принимает Научно-методический совет. Перечень утверждает Минобрнауки не позднее 1 апреля, и не реже, чем один раз в три года.
Источник Портал Российское образование
01.11.2013
Новая школа — новый подходЦикл семинаров для специалистов среднего общего образования
Современный этап реализации Концепции модернизации образования в России опирается на необходимость внедрения новой модели управления образовательными учреждениями. Новая модель предполагает в качестве объекта управления ориентироваться не столько на деятельность образовательного учреждения, сколько на деятельность образовательной организации. В этой связи в деятельность руководителя образовательного учреждения входят многие элементы современного менеджмента, включая инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент в образовании – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе внедрения инноваций.
В помощь руководителям образовательных учреждений ЦНТИ «Прогресс» предлагает цикл семинаров, которые помогут получить компетентные консультации по вопросам:
- управления образовательными организациями в условиях произошедших изменений;
-проектирования программ развития образовательной организации (учреждения);
-управления инновационными проектами на стадии разработки, реализации и оценки результативности.
«Инновационные подходы к управлению образовательными организациями в современных условиях» 2 – 6 декабря
- Нормативно-правовые основы инновационного развития образования
- Управление на основе стандартов: федеральные государственные образовательные стандарты; профессиональные стандарты
- Управление на основе образовательных программ
- Управление на основе инновационных проектов
- Содержание взаимодействия и формы интеграции ОУ ДОД с образовательными учреждениями согласно требованиям ФГОС
- Финансово-хозяйственная деятельность ОО ДОД в современных условиях: государственное (муниципальное задание); Новый подход к организации закупок – комментарии к закону N44 « О контрактной системе закупок товаров…..»
- Специфика кадрового менеджмента в системе ДОД
- Инновационная деятельность в системе дополнительногообразования детей
- Управление процессами сопровождения одаренных детей
- Модернизация электронно-информационных и мультимедийных ресурсов учреждения ДОД
- Организационно-методическое сопровождение в учреждениях ДОД
- Нормативно-правовое обеспечение деятельности специальных ОУ в условиях изменения законодательства об образовании.
- Деятельность ОУ по реализации образовательных стандартов для учащихся с ОВЗ. Методические рекомендации к формированию учебных планов.
- Современные технологии обучения и воспитания. Особенности организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.
- Дистанционное обучение: опыт Санкт-Петербурга.
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся.
- Регулирование финансовой деятельности ОУ различных организационно-правовых форм.
- Компетенции руководителя учреждения как основной ресурс управления.
Источник Портал Российское образование
29.10.2013
Роль истории в личностяхУчителя и ученые обсудили концепцию нового учебника истории. Она уже полностью готова и есть в Интернете.
Хорошая новость для педагогов: школы вернутся к линейному принципу преподавания истории - когда материал дается постепенно, по хронологии. Изучение основного материала закончится в 10-м классе. В 11-м классе на базовом уровне может быть предложен общий курс "Россия в мировом контексте", а на профильном "основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в вузы".
Сейчас, напомним, школы работают по концентрической системе - к 9-му классу заканчивается изучение основных тем, а в 10-м и 11-м ученики занимаются повторением пройденного материала. Получается, что самые сложные темы - развал СССР, последствия "утечки мозгов" для страны или значение выстраивания вертикали власти, школьники должны "переварить" в 14-15 лет. Сейчас они будут даваться годом позже.
В концепции перечислены требования к новым учебникам истории, отдельно выделены новые темы и трудные вопросы. Но до идеальных учебников, которые устраивали бы учеников, их родителей, учителей и ученых, как выяснилось, еще далеко.
По мнению Кирилла Соловьева, научного сотрудника Института Российской истории РАН, главное - четко понимать, какой материал отбирать для учебников.
- Сюжеты не должны быть простыми и очевидными. Если говорим о XIX веке, то, скорее, это не Николай I, а в первую очередь - Пушкин и Толстой. И рассказывать, к примеру, о реформах XIX века надо, сопоставляя материал с Толстым, - предлагает Соловьев.
Его коллега, Александр Шевырев, преподаватель истфака МГУ считает, что XIX век - вообще самый простой период для преподавания в школе. Во всяком случае, в списке трудных вопросов его нет. Шевырев предлагает смещать акцент в учебниках с политической истории на культурную.
- Часто история повседневности воспринимается примитивно: что люди ели, пили, что носили. О повседневности надо рассказывать иначе. В качестве примера я мог бы привести жизнь рекрута до и после военной реформы. Или тему "влияние железных дорог на жизнь людей", - рассказал Александр Шевырев.
В новых учебниках истории будет достаточно много тем, связанных со становлением гражданского общества в России. И тут историки предлагают учителям вспомнить о первых публичных лекциях, земских собраниях, городских думах. А вот о революциях в новых учебниках материала будет не так уж много. Судя по концепции, изучение XX века начнется с 1914 года.
- Получается, что революция выскочила, как черт из табакерки, из Первой мировой войны. Это не совсем так, - говорит Александр Шубин из Института Всеобщей истории РАН, - нельзя разделять революции 1905 года и 1917-го. Мы долго спорили о революции 1917 года и решили, что будем говорить о процессе, который начался. Но когда он завершился?
К новым учебникам истории подготовят несколько пособий. В том числе - по Военной истории Отечества, и, скорее всего, по культуре. Заканчивать материал предлагается 2012-м годом. В новом учебнике истории расскажут о 90-х годах - одном из самых непростых периодов современной России, о лидерах нашей страны, о "новых русских" и даже о таком сложном явлении как "утечка мозгов".
Учителя концепцию в целом одобрили, но напомнили ученым: поколение, которое будет заниматься по новым учебникам, слишком сильно зависит от компьютера. Поэтому уже сейчас надо думать об электронных учебниках истории и подаче материала в них. А бумажная книга и электронная - это две большие разницы.
Что будет включать в себя учебно-методический комплекс
1) учебник; 2) хрестоматию или сборник документов; 3) исторический атлас; 4) рабочую тетрадь и сборник заданий; 6) книгу для чтенияЧто войдет в новый учебник
- авторский текст
- первоисточники
- элементы историографии и оценочные суждения
- изобразительные материалы
- справочный аппарат - хронологическая таблица,
- словарь терминов
- словарь персоналий
прямая речь
Денис Секиринский, заместитель директора по научной работе Института всеобщей истории РАН:
- Надеюсь, в ближайшие дни концепция будет утверждена и подписана. Никаких серьезных изменений в ней уже не будет. Проект учитывает мнение научного и педагогического сообщества.
Что нового появится в содержании учебников
- Акцент сделают на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812-го и 1941-1945 гг. - Расширится объем материала по истории народов России, с акцентом на взаимодействие культур и религий. - Добавятся темы, связанные с историческим опытом гражданской активности и местного самоуправления (земские соборы, общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации). - Увеличится число параграфов по истории культуры. В первую очередь это социокультурный материал, история повседневности. Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых.трудные вопросы
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
3. Исторический выбор Александра Невского;
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия);
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с Западной Европой;
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка;
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
15. Оценка СССР в условиях "холодной войны";
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
18. Причины, последствия и оценка "перестройки" и распада СССР;
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. ("шоковая терапия", методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Источник Портал Российское образование
24.10.2013
Стартовал III Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений «Воспитать человека-2013″Начались конкурсные испытания в рамках заочного этапа III Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека-2013». Победа на заочном этапе конкурса обеспечит конкурсантам участие в очном этапе, который пройдет во Владикавказе (Республика Северная Осетия–Алания) в первой декаде декабря этого года.
Работы участников проходят экспертизу членов жюри в шести номинациях:
- «На благо отечества» – за формирование гражданской идентичности;
- «Мы разные, но мы вместе» – за воспитание межкультурной толерантности;
- «Ценности, которым нет цены» – за воспитание культуры социального самоопределения;
- «Вместе на благо всех» – за организацию социально значимой деятельности;
- «На одной волне» – за воспитание в пространстве медиатехнологий и интернета;
- «Защита и поддержка» – за вклад в воспитание детей из группы риска.
Конкурс «Воспитать человека» проводится Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации. В Конкурсе принимают участие работники дошкольных образовательных учреждений и учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего (руководители, заместители руководителей, педагоги-организаторы, учителя, педагоги дополнительного образования, классные руководители, воспитатели, социальные педагоги и пр.), имеющие педагогический стаж работы не менее 5 лет. Его главная задача – привлечь внимание общественности и профессионального сообщества к наиболее острым проблемам воспитания и способам их решения.
Сайт конкурса в поисковой строке: http://воспитатьчеловека2013.рф/
Источник Портал Российское образование