НОВОСТИ

12.03.2014
Эксперты Общероссийского рейтинга признали качественными треть школьных сайтов
28 февраля 2014 года Российский новый университет (РосНОУ) http://rosnou.ru и издательство «Просвещение» http://prosv.ru  объявили результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов (зима 2014). Это уже шестая версия рейтинга, который проводится с 2011 года при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)http://hse.ru и Департамента образования города Москвы http://educom.ru. За полгода, прошедших после публикации предыдущей версии (лето 2013), количество участников рейтинга выросло на 69%. Участниками рейтинга уже стали 3211 сайтов из 80 субъектов РФ. Возможностью получить экспертную оценку пока не воспользовались школьные сайты Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Магаданской области. Наибольшее представительство в рейтинге среди субъектов РФ у Москвы — 1043 школьных сайта. В тройку лидеров также вошли Челябинская область (101 сайт) и Санкт-Петербург (99 сайтов). Среди 15 субъектов федерации, представленных 50 и более сайтами-участниками, наивысший процент сайтов высокого уровня («зеленая зона») по всем категориям у Москвы — 50,2%. Второе место по качеству заняла Кемеровская область (35,8%), третье — Санкт-Петербург (31,3%). В основной категории рейтинга — «Сайты общеобразовательных учреждений» — в «зеленую зону» высокого качества (35 баллов и выше) вошли 605 сайта. Наибольшее количество качественных и информативных сайтов общеобразовательных учреждений зафиксировано в Москве (339), Санкт-Петербурге (25), Челябинской области (16), Владимирской области (12), Кемеровской области (12), Иркутской, и Самарской областях (по 11 сайтов). Не удалили неуместную рекламу либо не работали в период экспертизы 108 сайтов школ (5,1%). Низкий уровень информационной насыщенности (менее 20 баллов из 50 возможных) показали 100 сайтов (4,7%). В зону перспективного роста (от 20 до 35 баллов) вошел 1291 сайт (61,4%). — По сравнению с прошлым годом возросло не только количество участников рейтинга, но и качество школьных сайтов, — отметила координатор Общероссийского рейтинга школьных сайтов Елена Королева. — Если год назад эксперты отметили высокий уровень информационной насыщенности у 14,7% сайтов общеобразовательных учреждений, полгода назад — у 16,2%, то сейчас в «зеленой зоне» 30,5% сайтов-участников. Однако такие важные компоненты как контакты медицинского работника и социального педагога (школьного психолога) зафиксированы только у 20,9% и 32,7% школьных сайтов соответственно. Статистику ЕГЭ выпускников сейчас публикуют 22,4% школ. В общей сложности в «зеленую зону» рейтинга вошли 980 сайтов всех категорий (30,2% от общего числа участников), в том числе: из 2104 сайтов школ — 605 (28,7%); из 241 сайта детских садов — 148 (61,4%); из 128 сайтов учреждений дополнительного образования — 90 (70,3%); из 443 персональных сайтов — 72 (16,3%); из 105 сайтов классов — 6 (5,7%); из 190 сайтов школьной тематики — 59 (31,1%). Из 3211 сайтов рейтинга абсолютного результата (максимально возможный балл) добились два участника: ГБОУ ЦО N 1329 города Москвы в категории «Официальные сайты общеобразовательных учреждений» и ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие» города Москвы в категории «Официальные сайты учреждений дополнительного образования». Седьмая версия Общероссийского рейтинга школьных сайтов (лето 2014) выйдет в августе 2014 года. Результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов >>> http://rating.rosnou.ru/

Источник Портал Российское образование

05.03.2014
В Минобрнауки России формируют федеральный перечень учебников согласно новому порядку
28 февраля Научно-методический совет по учебникам при Минобрнауки России рассмотрел поступившие от различных издательств учебники согласно новому порядку включения в перечень. Всего на рассмотрение было принято 1505 учебников от 26 организаций. Однако по результатам обсуждения Совет принял решение не рекомендовать к включению в перечень 136 учебников. Таким образом, по сравнению с действующим сейчас перечнем общее количество учебников сократится почти в два с половиной раза. В частности, причинами отказа в рекомендации послужили такие нарушения как представление неполного комплекта материалов к учебнику, поступление материалов после контрольного срока – 15 февраля, нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника. Теперь, учитывая рекомендации Совета, Минобрнауки России подготовит Приказ об утверждении федерального перечня учебников. Порядок формирования федеральных перечней учебников был изменен в сентябре 2013 года. В первую очередь это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Законом закреплено, что общеобразовательные учреждения имеют право использовать в образовательном процессе только те учебники, которые входят в федеральный перечень учебников. Раньше он формировался по результатам двух экспертиз – научной и педагогической. При этом существовала только функция включения в перечень, и не было предусмотрено возможности исключения. Существовавший перечень насчитывал около трех тысяч учебников. Учителям, родителям и ученикам трудно было сделать правильный и осознанный выбор, кроме того, в перечень попадали и морально устаревшие учебники, и те, к которым есть вопросы по качеству. Согласно новому порядку в федеральный перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, а также по ряду учебников – этнокультурной и региональной экспертиз. В состав Совета представители общественных и образовательных организаций, которые оценивают все поступившие материалы на соответствие установленной процедуре. Исходя из анализа материалов, Совет рекомендует или не рекомендует Министерству включать учебник в перечень. В федеральный перечень учебников включаются учебники, отвечающие следующим требованиям:
  • учебники должны соответствовать нормам Конституции Российской Федерации и требованиям законодательства страны, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), иметь положительные экспертные заключения по итогам проведения всех экспертиз;
  • в федеральный перечень включаются учебники, представляющие завершенную предметную линию учебников. Это означает, что материал в учебниках по конкретному предмету, например, с 5 по 9 класс, должен быть изложен на единой методологической основе, в единой последовательности и обеспечивать преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования. Примерно 60% школ, в том числе и лучшие школы России, уже делают выбор в пользу именно завершенных предметных линий учебников;
  • каждый учебник должен сопровождаться специальной методической литературой для учителя, т.е. учебным изданием, содержащим материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания. Это позволит педагогу делать более осознанный выбор учебника и качественно готовиться к проведению уроков;
  • учебники, входящие в федеральный перечень, в обязательном порядке должны иметь электронные приложения, т.е издание дополняющее учебник и представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником.
Что касается экспертиз, то педагогическую и научную экспертизу в этом году осуществили Российская академия наук и Российская академия образования. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников приняли участие 3 организации, уполномоченные государственными органами власти субъектов Российской Федерации: Республиканская общественная организация «Центр гуманной педагогики Республики Хакасия «Школа жизни» Шалвы Амонашвили», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», Министерство образования и науки Республики Татарстан. Общественную экспертизу провели некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов: Государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение Республики Хакасия «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории», Некоммерческое партнерство «Российский книжный союз», Некоммерческое партнерство «Лига образования», Русская школьная библиотечная ассоциация, Региональная общественная организация «Единая независимая ассоциация педагогов». Важно отметить, что Минобрнауки России не определяло перечень таких экспертных организаций. Заявитель сам выбирал экспертные организации. Федеральный перечень учебников будет формироваться раз в три года. Ежегодный пересмотр перечня, как это было раньше, видится неэффективным. Еще одно новшество – процедура исключения учебника из перечня. Причины для этого могут быть следующие: нарушение прохождения процедуры экспертизы учебника; содержание в учебниках информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей; отзыв экспертной организацией представленного ранее экспертного заключения на учебник; выявление конфликта интересов между экспертами и авторами учебника, если это повлияло на качество проведения экспертизы и так далее. Новый порядок формирования перечня существенно повышает информационную открытость проведения экспертизы и формирования перечня: сняты все ограничения по анонимности экспертов. Вся информация по учебникам, включая экспертные заключения, будет размещена на специальном интернет-ресурсе научно-методического совета по учебникам. Учителя и родители смогут информировать Совет о выявленных в учебниках ошибках, что может являться основанием для начала процедуры исключения учебника из перечня. Федеральный перечень учебников будет утвержден к 1 апреля 2014 года. Планируется, что учебники, отобранные по новому порядку, поступят в общеобразовательные учреждения к 2014/2015 учебном году. Учебники, которые были приобретены образовательными учреждениями в этом году или раньше, также будут использоваться, пока не истечет срок износа (в среднем он составляет пять лет).

Источник Портал Российское образование

04.03.2014
Пресс-конференция «О системе непрерывного профессионального образования агропромышленного профиля»
В среду, 5 марта, в совместном пресс-центре информационных агентств «Интерфакс-Урал» и «Тюменская линия» состоится пресс-конференция «О системе непрерывного профессионального образования агропромышленного профиля» с участием директора департамента образования и науки Тюменской области Алексея Райдера.Начало пресс-конференции: 11.00. Место проведения: совместный пресс-центр информационных агентств «Интерфакс-Урал» и «Тюменская линия» (г. Тюмень, ул. Осипенко, 81).
Источник: Департамент образования и науки Тюменской области
26.02.2014
Общественные наблюдатели на ЕГЭ могут пройти обучение
Общественный контроль за проведением Единого государственного экзамена – важнейший механизм защиты прав учащихся, поэтому Общественная палата Российской Федерации вот уже пять лет принимает активное участие в организации такого рода контроля. В этом году Общественная палата совместно с Рособрнадзором организует подготовку общественных наблюдателей на ЕГЭ. Для того чтобы стать общественным наблюдателем, необходимо получить аккредитацию в региональном органе управления образованием. Желающие стать наблюдателями могут пройти специальное дистанционное обучение — для этого потребуется заполнить короткую регистрационную форму (http://egebook.ru). Краткий образовательный курс позволит будущим общественным наблюдателям узнать необходимую информацию о проведении ЕГЭ, разобраться в его нормативно-правовом обеспечении и подготовиться оперативно реагировать на сложные ситуации. 
Источник: Департамент образования и науки Тюменской области
19.02.2014
Единые контрольные работы: комфортно школьникам, спокойно родителям
С февраля по март в школах Тюменской области для выпускников нынешнего года, а также для учащихся 4 и 8 классов организованы репетиционные экзамены и единые контрольные работы по общеобразовательным предметам. Так, для школьников 9, 10 и 11 классов завершились репетиционные экзамены по русскому языку и математике. С 3 по 10 марта стартуют единые контрольные работы для школьников 4 и 8 классов. Все дисциплины, по которым детям предстоит выполнить контрольные работы, сформированы в гуманитарный и естественно-математический циклы. Такая форма контроля качества образования позволяет определить уровень освоения школьниками основных образовательных программ, эффективность деятельности педагогов, а также обеспечить готовность обучающихся к дальнейшей государственной итоговой аттестации. Проведение контрольных работ волнительно не только для детей, но и для родителей. В целях укрепления знаний школьников и комфортной атмосферы на всех этапах проведения контрольных работ департаментом образования и науки впервые создан информационный ресурс, который содержит задания по всем предметным областям, аналогичные включенным в содержание единых контрольных работ. Такая открытая база заданий позволяет родителям вместе с ребёнком успешно подготовиться к контрольным работам, а при возникновении вопросов получить своевременную консультацию педагогов и восполнить пробелы в знаниях. Стоит отметить, что задания для ребят сгруппированы так, чтобы определить не только фактическую ошибку в каком-либо вопросе, но и иметь представление в целом об усвоении темы ребенком. При этом размещение заданий в сети Интернет позволяет школьникам выполнять упражнения в удобное для него время, неоднократно возвращаться к темам для закрепления материала и анализа недочетов. Важно, чтобы в период сдачи экзаменов и контрольных работ каждый ребенок чувствовал поддержку родителей. Надеемся, что совместная подготовка к контрольным работам с использованием данной базы заданий поможет снизить волнение за своих детей у взрослых, а школьникам показать глубокие знания и добросовестную подготовку.

Источник: Департамент образования и науки Тюменской области